Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(обсуждение)


За нарушение ПДД опишут имущество.

Наступивший 2002 год по праву можно назвать "автомобильным". Наверное, нет ни одной сферы жизнедеятельности россиян, которую бы так затрагивали предстоящие перемены. Тут и возвращение Госавтоинспекции прежнего названия - ГАИ, и окончательная и бесповоротная ревизия таможенных пошлин на ввозимые иномарки, но самое главное - с 1 июля вступает в силу новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Труд нескольких "поколений" законотворцев нашел свое воплощение в указе президента, подписанном накануне нового года. Самой видоизмененной частью кодекса стал раздел, регламентирующий ответственность за нарушения правил дорожного движения. Переписаны и добавлены целые статьи. Например, там, где раньше водитель мог отделаться копеечным штрафом, начиная с 1 июля, он будет лишаться права управления ТС или государственных регистрационных номеров. Забегая вперед, можно сказать, что новый кодекс не станет более мягким по отношению к нарушителям правил дорожного движения, как на то рассчитывает большинство автовладельцев, а скорее наоборот.

Нарушения старые, деньги новые.

Большинство опрошенных автолюбителей слышали о новом кодексе, но на вопрос о его составляющей разводили руками. Что конкретно готовит один из основных законов страны, не знают и в Управлении ГИБДД Приморского края. Может быть, и знают, но в тамошней пресс-службе сослались на отсутствие сопроводительных документов, без которых понять и объяснить смысл предстоящих нововведений не представляется возможным. Пришлось обратиться к последнему проекту и коротко объяснить суть предстоящих административных изменений в наказаниях и производстве, по которым несли ответственность водители автомототранспортных средств, начиная от велосипеда и заканчивая гужевыми повозками. Те поправки, что вносились на протяжении последних десяти лет, лишь добавляли сумятицы и неразберихи, нежели способствовали делу безопасности дорожного движения и взаимопониманию водителей и властей в лице Госинспекции.

В основу 36 статей 12-й главы положены нормы Правил дорожного движения, за нарушение которых установлена административная ответственность.

Многие автолюбители уже слышали, что в новом кодексе отменено положение об изъятии водительского удостоверения, но это отнюдь не поблажка обнаглевшему водителю, поскольку за этой, казалось бы, "мягкостью" таится ряд более существенных неприятностей для водителей. Кроме запрета инспекторам ГИБДД изымать водительское удостоверение, также наложен запрет на взимание штрафа на месте нарушения.

По некоторым пунктам статей, по сравнению с действующим кодексом, значительно увеличен размер штрафа. Если сегодня за невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения нерадивому водителю придется заплатить штраф в размере от 3 до 5 МРОТ (200 - 250 рублей) ( На самом деле: 300-500 руб. Wilych), то административная "новинка" предполагает уже 10-20 "минималок". Дороже станет удовольствие прокатиться в нетрезвом состоянии и передавать управление пьяным друзьям. Вместо терпимых 8-12 минимальных размеров готовьте от 10 до 20.

Также в среднем в 1,5-2 раза увеличены штрафы за управление ТС с заведомо неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством; за оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; за установку и управление транспортным средством с подложными номерными знаками и за передачу управления ТС лицу, не имеющему права управления (исключая учебную езду) или лишенному такого права.

В многочисленных проектах предполагалось довести количество статей, по которым водитель мог лишиться права управления на определенный срок, до десяти. После непродолжительных дебатов думцы решили остановиться на семи статьях, которые и вошли в новый кодекс. Кроме уже известных, таких, как за управление в состоянии опьянения и передачу руля нетрезвому водителю, нарушение правил на железнодорожном переезде и дорожно-транспортное происшествие, повлекшее легкие телесные повреждения, лишать права управления будут и за такие правонарушения, которые сегодня считаются чуть ли не нормой профессиональной езды.

Например, если установлен на проспекте Красоты знак, ограничивающий скорость в 50 км, а вы проехали более чем 110, то в ближайшие 2-4 месяца вам будет предоставлена возможность наслаждаться скоростью по телевизору, переживая за пилотов "Формулы - 1".

На 2-4 месяца водитель будет отстранен от управления в случае выезда на встречную полосу движения. Разумеется, в случае, если это запрещено Правилами дорожного движения. Ответственность за это правонарушение должна развивать у водителей внимательность по отношению к знакам и разметке.

Нашлось в новом кодексе место для защиты работников государственных и оперативных служб. В наш век разгула российской демократии, когда каждый из нас мнит себя чуть ли не центром вселенной, мы перестали замечать машины "Скорой медицинской помощи", милиции, пожарный транспорт. Тем, кто слеп и глух, не замечает ТС, имеющие специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковыми маячками синего цвета и специальным звуковым сигналом, будет предложено 3 месяца наблюдать работу оперативных служб из окон общественного транспорта.

Стоит также сказать, что постепенно забываемая форма наказания "административный арест на 15 суток" вновь нашла свое место. В новом кодексе это выглядит помягче: не "на 15 суток", а "до 15 суток". Любой водитель краевого центра может попасть на Змеинку, где находится заведение для содержания административно арестованных за оставление места дорожно-транспортного происшествия.

Пожалуй, единственным "добряком" по отношению к автовладельцам со стороны нового КоАП можно считать снижение штрафа за незаконную установку проблесковых маячков. В старой редакции подобное своеволие оценивалось в 5-7 МРОТ, по новому кодексу - всего лишь в 1-3 "минималки". Грамотно, если учесть, что маячок основной массе водителей нужен как зайцу стоп-сигнал.

Пристав "Гаишнику" - товарищ.

Штрафы штрафами, но как они будут взиматься? Как видно из нового кодекса, ГИБДД от изъятия водительского удостоверения и получения денег с нарушителей избавили. Теперь это головная боль службы судебных приставов. Отсюда скорее всего и дата начала действия нового КоАП. Не с 1 января, а с 1 июля. Доподлинно известно, что в недрах Главного управления ГИБДД кипит работа над документом, который будет регламентировать взаимодействие этих структур, а заодно и заменит Приказ №130, определявший взаимоотношение ГИБДД и нарушителей.

Согласно этому документу, на месте нарушения будет составляться протокол, который в течение 15 дней должен будет рассмотрен в отделе ГИБДД. Либо по месту жительства, либо по месту нарушения. Копия протокола вручается нарушителю, и тот волен делать с ним что хочет. Или обжаловать в 10-дневный срок, или оплачивать штраф. В противном случае постановление будет направлено судебному приставу по месту жительства, который и будет выбивать деньги с нарушителя. Сетования по поводу отсутствия денег приставу, что мертвому припарка, он может запросто описать имущество на взыскиваемую сумму.

Как признаются разработчики нового кодекса, собираемость штрафов должна будет резко возрасти, а не платить станет невыгодно и просто опасно.

Оппоненты утверждают обратное. По мнению екатеринбургской инициативной группы в поддержку автомобилистов, "после вступления в силу нового КоАП, сотрудники ГИБДД потеряют остатки совести". Главным аргументом они приводят наш консервативный национальный менталитет. Пристав - дело новое и неизвестное, так уж лучше "дать на лапу" инспектору и ехать дальше.

Плох или хорош новый кодекс, мы узнаем после его вступления в законную силу.

Но уже сейчас можно смело сказать, что дисциплинированный водитель станет еще ответственнее, а автовладелец, кому по плечу отвалить инспектору взятку в 100-200 "баксов", не сильно расстроится, уплачивая полуторатысячный штраф.

По мнению опрошенных инспекторов, порядка на дорогах больше не станет, пока не вернут в обращение балльную систему. Только под страхом лишнего балла и перспективы пересдачи на право управления водителей еще можно было держать в узде, не давая им плевать на Правила дорожного движения. В свою очередь автолюбители считают несколько по-другому. На их взгляд, новый кодекс только спровоцирует новую волну поборов на дороге. Поживем - увидим.

Ян Коноплицкий
http://auto.chatclub.ru/

Hosted by uCoz